Долгие поиски улюлюйских краеведов в районной библиотеке увенчались находкой подшивки «Улюлюйскіхъ Вѣдомостей». Со страниц этой старинной газеты перед нами встаёт величественный образ Улюлюйского края, который мы потеряли. Купола церквей, лихая улюлюйская тройка, тезоименинство действующего губернатора... Как тут сдержать слёзы?

На фото: празднование тезоименинства Улюлюйского губернатора

(рассказ И.Л. Лаптева, бывшего дворецкого князя Ёшкинбобера-младшего)

Наш князь затейник был знатный. Больше всего на свете любил бобров. Не только бобровый воротник носил, но и шуба у него была из бобра, и шапка из бобра, и даже экипаж он себе велел изнутри бобром обить. На шее бобровьи зубы носил. Всякому эти зубы показывал и очень гордился. Идёт ли лапотник из дальней деревни, или графиня Р. из соседнего имения — всё едино. Важно подходит и начинает ожерелье показывать.

Да это ещё ладно. Вот едет он куда-нибудь в экипаже, вдруг видит — река. Он тут же кучеру кричит: «Поворачивай к реке, скотина!» Тот и поворачивает, и по ухабам трясётся. А его сиятельство примкнул к окошку и смотрит внимательно: нет ли на речке бобровых хаток? И как увидит плотину, пиши пропало. Вылезает из кареты, лезет чуть не в самое болото, бобровьим трудом любуется. А под конец велит ружьё дать и бобров стреляет. Старая, мол, шуба у него поистрепалась, так на новую бобров настрелять надо. И так чуть не всех бобров в имении перестрелял.

На фото: бобровая хатка, выстроенная на дворцовом пруду по собственному приказу его сиятельства князя Ёшкинбобера-младшего

Была у нас, дворовых, даже грешным делом мысль. Князь-то на наш всех бобров перестрелял и сердится: что это, мол, бобров в округе не сыщешь! Хотели уж мы спички тянуть, кому в бобровую шкурку наряжаться и бобра для его сиятельства охоты изображать, ну да бог миловал. А потом совсем учудил. Бобром себя возомнил. Бобры, грит — вот настоящий образ божий, а человек — это так, случайная подделка. И под такие богохульства велел выстроить на собственном пруду возле своего особняка бобровую хатку и переселился в неё жить. Вылазил из неё по утрам, скалился большими зубами и уползал внутрь. Так бы и помер в хатке, если бы местный батюшка его не усовестил и не уговорил к человеческой жизни возвратиться.

Вот, значит, какой у нас был князь. А нынче? Нынче разве таких сыщешь? Эти ваши партейные — они разве на такой размах души способны? Нет, это вы бросьте. Измельчал народец. Нет уж тех чудаков, настоящих бар, как в прошлое время. Одни служащие остались. Мелкие люди — и чудят по-мелкому. Ну там, голыми при луне спляшут. Это ли чудачество! Так, оторви и брось... Да-с, прошли времена могущества человеческого духа, прошли-с....