Долгие поиски улюлюйских краеведов в районной библиотеке увенчались находкой подшивки «Улюлюйскіхъ Вѣдомостей». Со страниц этой старинной газеты перед нами встаёт величественный образ Улюлюйского края, который мы потеряли. Купола церквей, лихая улюлюйская тройка, тезоименинство действующего губернатора... Как тут сдержать слёзы?

На фото: празднование тезоименинства Улюлюйского губернатора

(Рассказ крестьянина села Васькино Петра Ефремова)

Все сёла чем-нибудь промышляли. Одни лапти плели, другие яблоками торговали, третьи ямской гоньбой занимались. Наше село было особенным. Промысел наш был людей есть.

Была у нас на то грамота от губернатора, а до того и от царей бывали. Каждый губернатор ту грамоту возобновлял. Сельцо, мол, Васькино людоедским промыслом промышлять право имеет, подпись его благородия и печать. Так мы и промышляли.

На фото: Пётр Ефремов

В людоедство брали с самого детства, с младых ногтей, что называется. Уж как от грудей дитя отнимают, так начинают потихоньку к человечьему мясу приучать. А как в возраст войдёт, годков восемь-девять, отдавали в учение.

В учение отдавали к прославленным людоедам, которые бы и поймать могли, и изготовить, и накормить с прибауткой. У нас таких в селе человек десять от силы было, всё глубокие старики, а проворны, как молодёжь. У них мы и обучались премудростям: как нож заточить, как капкан поставить, с какой молитвой на охоту идти.

А на охоту у нас были строгие указания от губернатора: сколько нам в какой год и в какой месяц можно христианского народу истребить, и сколько нехристианского. В голодный год давалось нам послабление, чтоб голодающих много не разводилось, а в сытые, наоборот, туго бывало. Приятно было начальникам сытых крестьян губернатору показывать, вот нам квоты и занижали.

И всё ж хорошие были времена. Не то, что нынче.