Путешествие в Москву (отрывок)
...В одной из областей Центральной России мне довелось наблюдать престранный обычай. Спустя три недели после весеннего равноденствия жители нескольких деревень съезжаются на большую поляну посреди леса. И лес, и поляна считаются священными. Их окружают проволочный забор и небольшой ровик, а на воротах висит череп собаки и какие-то угрожающие надписи, смысл которых я не смог разобрать. В обычное время въезд в лес запрещён, но в день совершения обряда он наполнен людьми.
Первыми на поляну приезжают мужчины. Ещё затемно они начинают валить лес, чтобы сразу после рассвета приступить к строительству узкого и очень высокого сруба. Сруб этот не четырёхугольный, как сруб обычной избы, а представляет собой правильный восьми- или даже десятигранник, в зависимости от мастерства плотников. Сверху сруб венчает остроконечный шатёр, а снизу он подпирается несколькими каморами с наклонными внешними стенками, по-видимому, выполняющими роль контрфорсов. В верхней части сруба прорубается окно, а под ним пишется краской надпись "СССР".
К этому времени на поляне появляются женщины и священник с прислужниками. Священник окропляет сруб, а женщины обвязывают его лентами и вышитыми полотенцами. Другая часть женщин вяжет из привезённой с собой соломы и собранного на месте прошлогоднего бурьяна большую, в человеческий рост, куклу. Куклу одевают в оранжевое платье, напоминающее комбинезон, на голову ей надевают большой, почти сферической формы глиняный горшок. На горшке тоже пишут "СССР". Работу женщины сопровождают пением, частью акапелло, а частью под караоке с гаджетов.
Когда всё готово, из среды мужчин выходит распорядитель церемонии. Он называется "главный конструктор". "Главный конструктор" подходит к женщинам и трижды просит отдать ему куклу. Женщины дважды отказываются, а на третий раз с воем и причитанием отдают куклу "главному конструктору". "Главный конструктор", потрясая куклой над головой, возвращается к мужчинам, после чего те при помощи блоков и верёвок поднимают её к окну сруба.
Обряд приближается к кульминации. Подняв куклу на вершину сруба, мужчины поливают нижнюю часть сруба бензином из оцинкованных вёдер. И вёдра, и бензин хранятся в специальной сторожке недалеко от поляны. Они тоже считаются священными.
"Поехали!" - восклицает "главный конструктор" и подносит зажигалку к срубу. Бензин быстро вспыхивает, брёвна, несмотря на раннее время года, дымят, кукла в оранжевом комбинезоне скрывается от глаз в облаках дыма. Мужчины подносят поближе к гигантской свече мангалы и сырое маринованное мясо, женщины собирают угли. Всё заканчивается всеобщим пиром, на котором едят шашлык, приготовленный на углях от сожжённого сруба.
Рассказывают, что в прежние времена в сруб сажали живого человека, но потом нравы смягчились и его заменили на куклу. Мне не хочется в это верить.
Пекин, 2120 г.