Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая
16. Итак, снова он впал в ничтожество. Какое-то время он, правда, пытался добиваться общественных должностей, рассчитывая на завоёванную им в Скифии громкую славу. В этом он, по-видимому, подражал Помпею, также человеку скверного нрава, заносчивому и неприступному. Несмотря на такие свои качества Помпей, как известно, пользовался любовью и уважением сената и народа. Однако либо нрав Помпея был не такой уж скверный в сравнении со Стрелковым, либо из-за сопротивления божества (как говорят, того самого, священный корабль которого он предательски потопил), но не только консульской должности, но даже преторской и эдильской он не достиг и вынужден был с позором вернуться к частной жизни.
17. Между прочим, божество ясно показало, что является причиной его несчастий. Идя на встречу с соратниками, он споткнулся на пороге места собрания и так сильно расшибся, что тога его оказалась вымазанной кровью. Бывший при нём гадатель, некий Квачков, тогда же указал, что это предзнаменование неудачи - ведь его тога уже приобрела красное окаймление, а значит, вторично претексты ему не достигнуть. Квачков этот некогда был легатом, потом разбойником, а потом обезумел и большую часть времени содержался под надзором семьи. Однако вместе с безумием он приобрёл и дар прорицания, за что Стрелков его очень ценил.
На фото: остатки манубаллисты, период второй римско-скифской войны. Найдена при археологических раскопках в Мариополе, сожжёном римлянами
18. В другой раз, прогуливаясь с друзьями по форуму, он увидел змею, сражавшуюся с собакой. Собака смело набрасывалась на гада, но змея, в конце концов, одолела. Стрелков тут же послал за Квачковым, желая узнать, нет ли в увиденном тайного для него послания. Квачков, получив это известие, стал стенать и рвать на себе волосы, как по усопшему. Когда же его, наконец, успокоили, сообщил следующее. Собака - это символ Отечества, поскольку собака находится в родстве с волчицей, вскормившей божественных близнецов. Да и сам Стрелков в своём сочинении пишет, что собака эта была необыкновенно похожа на волка. Змея - символ Скифии, земля которой полна этими гадами. Борьба их означает, что Отечеству предстоит вновь сразиться со Скифией, и варвары одолеют.
19. От безделья и ещё более от позора он пристрастился к неразбавленному вину, пить которое его научили скифы. В этом деле он превзошёл их самих, так что те, не то смеясь, не то в похвалу нарекли его Дионисием и Винопийцей. Сам он, впрочем, это решительно отрицал и даже составил особое наставление "Против увлечения вином", состоявшее из пятнадцати книг. Сочинение это сегодня утеряно, как и многие составленные им труды, не столько из-за бесполезности содержания, сколько из-за чрезмерной пространности. Рассказывают, что один переписчик из вольноотпущенников дал обет переписать небольшую часть его сочинений в дар Юпитеру, но не смог завершить труда и умер от истощения.
20. Меж тем Август наскучил миром и, слыша со всех сторон насмешки, вновь обращается к покорению Скифии. На этот раз обещает он покончить со своеволием варваров! Более никаких переговоров и никаких задержек. Одновременно с приготовлением войска приказывает он готовиться и к триумфу. Не пройдёт и трёх дней, как варвары разбегутся от одного вида его легионов, блеска их шлемов и панцирей, сверкания легионных значков, победных звуков рожков и флейт. Пожалуй, едва ли достойны они и вида его легионов; пусть рядом с ними идут отпущенники с бичами для приведения к покорности негодяев.
21. И вот, повсюду закипает работа. Вызываются из дальних лагерей легионы. Изготавливаются и ремонтируются щиты, панцири, мечи, копья, пилумы. Федераты присылают легковооружённых и броненосную конницу. Открываются склады и свозятся на сборные пункты онагры и карробаллисты, заготавливается материал для осадных машин. Все славят Августа и называют его императором. Магистр пехоты на белом коне приветствует прибывающие когорты, призывает их открыть храм Марса и обновить славу римского оружия, слишком долго пылившегося в ножнах.
22. Наконец, легионы ступают на скифскую землю. Походным порядком, думая не о войне, а о предстоящем триумфе, переходят они границу, отделяющую Скифию от Отечества и устремляются кто к столице, кто к другим назначенным им целям.
О, злосчастья сыны, для чего вы покой омрачили
Этой суровой земли и её стрелоносцев народа!
23. Узнав о возобновлении войны, Стрелков сначала исполняется радостью, видя в ней блестящую возможность как для Отечества расправиться со ставшими ему в тягость скифами, так и для себя вернуть прежнюю славу. Он приказывает рабам достать и начистить вооружение, выстирать императорский плащ и подготовить быка для благодарственной жертвы, сам же отправляется в носилках в коммиции, рассчитывая если не на должность командующего войска, то хотя бы легата Таманского легиона. В коммициях, однако, ему отказывают даже от должности центуриона последней когорты, предлагая завербоваться простым солдатом. В мрачном раздумье возвращается он домой, срывает с себя праздничные одежды и приказывает подать дощечки и стилос.
Увы вам, потомки Энея, так оскорбившим Стрелкова!
Теперь-то сей муж злоязыкий всю правду о вас растрезвонит.