1. Полное имя Зеленского - Владимир Александрид Зеленский Янелох. Подражая одновременно грекам и римлянам, отец назвал его Александридом в честь самого себя (его звали Александром) и Зеленским по имени рода, то, что мы называем когноменом. Что же касается последней части, так называемого прозвища, ни один из писателей не может привести заслуживающего доверия объяснения кроме указаний на то, что, по-видимому, это прозвище имеет египетское происхождение и указывает на посвящение в тайны жрецов.
2. Отец и дед его были иудеями, получившими за какие-то заслуги римское гражданство. Впрочем, по мнению некоторых, дед его всё ещё был скифом, и только отец сделался иудеем.
3. Дед ещё в совсем молодом возрасте получил два венка за доблесть, сражаясь с херусками, когда те, как бы соревнуясь в нечестии с соплеменными им кимврами и тевтонами, вознамерились сокрушить Отечество и лишь благодаря удивительной стойкости римлян или, как говорят иные, вмешательству божества потерпели ужаснейшее поражение, бежали в свои болота и на долгое время лишились свободы. Привыкнув за время войны к оружию и не имея больше достойных противников для его применения, он перевёлся из легиона в городскую когорту, чтобы до самого преклонного возраста, избавившись от врага внешнего, преследовать врага внутреннего.
На фото: небольшие бюсты Зеленского, носившиеся скифами на шее в качестве оберега. Слева - бронза, справа - природный алебастр. Афины, Археологический музей
4. По-видимому, и с детьми своими он обращался весьма сурово, с одной стороны, следуя древним установлениям, с другой - привыкнув всюду полагаться скорее на силу и меч, чем на увещевания. Поэтому, я думаю, сын его и отец Зеленского почувствовал отвращение к военной службе и вообще общественной деятельности и всю жизнь посвятил учёным занятиям. И если отец его получал венки за взятие городов и спасение римского гражданина, то сам он получал награды от Августов за механические изобретения, к которым он чувствовал особенное распоряжение. По мнению некоторых писателей, большинство открытий и усовершенствований, приписанных невежественными копиистами Архимеду из Сиракуз, в действительности были сделаны этим Александром.
5. Рождению Зеленского предшествовали следующие знамения. Множество ворон напали на театр, когда скифы, к тому времени уже усвоившие многие обычаи греков, наслаждались трагедией Еврипида, и произвели там немалое смятение. Когда народ уже собирался броситься вон из театра, спасаясь от птиц, неизвестно откуда явился громадный орёл и, отважно сражаясь, совершенно уничтожил ворон, одних истребив, других принудив к позорному бегству. Тогда же из святилища выползла змея и, вопреки обычной вражде между этими двумя видами, помогала орлу в сражении с воронами. Змею эту скифы считают чем-то вроде эпифании божества, покровительствующего Скифии.
6. Другие писатели, впрочем, полагают, что обычай держать змею в храме не местный, а заимствованный от греков вместе с театром. Афиняне тоже ведь держат в Эрехтейоне змею в память о своём основателе Кекропе. Как бы то ни было, гадатели истолковали это удивительное явление как предзнаменование великого испытания, ожидающего скифов в будущем, которое, однако, им суждено с честью выстоять, на что указывает победа змеи, союзником же их будет некий орёл из театра. Что это за орёл, в то время никто не мог рассудить, и только много позже всем стало ясно, что божество указывало на Зеленского.
7. Ещё не достигнув совершеннолетия, он хотел покинуть отцовский дом, тяготясь суровым нравом родителя, и бежать к иудеям, которые приглашали его к себе из сострадания к юноше. Отец, однако, проведал об этом замысле заранее и, пользуясь своей должностью центуриона городской стражи, перехватил его на дороге. Вынужденный подчиниться отцу, он занялся философией, но не преуспел в этом. Недаром многие прославленные философы говорят, что для успешного изучения какой-либо науки необходимы не только внешние условия, но и внутреннее стремление изучающего.
8. Наконец, не зная, каким ещё образом выйти из-под отцовской власти, он придумал примкнуть к актёрам, надеясь, что отец, не желая разделить с ним позор, сам откажется иметь с ним какое-либо дело. Некоторые писатели утверждают, что Зеленский сделался актёром под губительным влиянием Арестовича, который развратил его, водя по попойкам и снабжая красивыми мальчиками, но это недостоверно. Впрочем, скифы относятся к актёрам терпимее, чем римляне, да и римляне в редких случаях даровали актёрам даже и всаднические кольца. Я уже говорил об этом, рассказывая об Арестовиче, но не лишне повторить это ещё раз применительно к Зеленскому. Ведь если Арестович сделался всего лишь прославленным прорицателем, то Зеленский - архонтом, сокрушившим легионы божественного Владимира. Но об этом я расскажу в своём месте.
На фото: Зеленский в образе Цезаря. Раскрашенная слоновая кость, эпоха Зеленского
9. Имея возможность выбора между трагедией и комедией, он выбрал комедию, по его собственному утверждению, потому что предпочитал нести людям радость, хотя бы и в грубой форме, чем горе, пусть и форме возвышенной и, по учению перипатетиков, очищающей. Непрестанно совершенствуясь в своём искусстве, он со временем сделался довольно известен и даже бывал по эту сторону лимеса, приезжая вместе с товарищами-актёрами ставить Аристофана и Плавта и кого-нибудь из новейшей комедии. Рассказывают, что он и сам сочинял комедии или, во всяком случае, были комедии, которые поэты сочиняли, особо рассчитывая на участие его в постановке.
10. Как и вообще это принято у актёров, он часто бывал на пирах у знатных скифов и римлян, развлекая их и получая дорогие подарки, но сохраняя при этом, насколько это возможно, достоинство и избегая любовных объятий. Всё же усвоенное с молодости занятие оказывает влияние и на наиболее стойкие души, в одних случаях направляя их к великому, в других склоняя к позору. Так, и про Зеленского ходила молва, передаваемая некоторыми писателями, что он, среди прочего, играл на кифаре детородным органом и, подобно Алкивиаду, высмеивал с дружками божественные таинства.
11. Светоний упоминает следующие комедии, особенно его прославившие: "Брут против Цезаря", "Три преторианца", "Cursus honorum". Что касается последней, то она состояла из многих частей, которые ставились одна за другой в течение долгого времени, и в конце концов до такой степени увеличила его славу, что народ исполнился к нему полного доверия и сделал архонтом.
12. Если же кто-либо из читателей усомнится в правдивости моего рассказа, то пусть вспомнит о том, что как условия жизни в разных частях земли отличаются друг от друга, так же и народы, по-разному подвергаясь воздействию солнца, влаги и плодородия почвы, разнятся между собой обычаями. И если в Римской державе комического актёра, посмевшего притязать на управление хотя бы провинцией, немедля распяли бы на кресте магистраты, а голос народа в принятии каких-либо решений давно не слышен, то у скифов народ всё ещё пользуется некоторым уважением и участвует в избрании архонтов, хотя и не правит непосредственно по афинскому образцу.
13. О причинах такого различия в обычаях разные писатели пишут по-разному. Одни утверждают, что всему виной порча нравов, неодинаково распространявшаяся в разном климате, другие - невыносимые зимние ветры, которые в холодное время года продувают Скифию, большей частью лишённую леса, насквозь в разные стороны. Ветры эти будто бы настолько сильны, что уносят прочь людей и повозки, если их не закапывать осенью в землю выше ступицы. Так же и сами скифы зимой спускаются в норы, из которых выходят только по необходимости и прицепив к ногам тяжёлые камни. Всё это требует большого труда, который народ соглашается делать только в обмен на участие в управлении.
14. Как бы то ни было, народ стал собираться на сходки, отказываясь расходиться, пока не будут назначены новые выборы архонта с участием Зеленского, а некоторые предлагали сделать его архонтом безо всяких выборов. Устрашённый этими грозными предвестниками мятежа, бывший тогда архонтом Порошенко счёл за лучшее уступить народу и скорее потерять власть, не будучи переизбранным, чем жизнь, будучи чересчур строптивым по отношению к черни. Придя к дому Зеленского в окружении друзей и клиентов, он сам снял со своей головы повязку и вместе с палицей, служащей символом царской власти у скифов, передал её Зеленскому.
Порошенко скрывается от разъярённого народа после передачи инсигний Зеленскому. Картина современного художника
15. Что же касается комедии, проложившей Зеленскому путь к могуществу, то дело, по словам заслуживающих доверия авторов, было вот в чём. Был некто Коломойский, человек знатный и владевший значительными имениями в Скифии, главным образом между средними течениями Борисфена и Танаиса. Когда божественный Владимир подослал Стрелкова на Танаис, надеясь разжечь гражданскую войну и малой кровью сделаться властителем обширнейней области, Коломойский, не желая потерять источник дохода, по мнению же других - исполнившись деятельной любви к Отечеству, снарядил на свои деньги несколько отрядов, состоявших из гладиаторов, наёмников и искавших подвигов юношей, и выставил их против Стрелкова.
16. По единодушному утверждению писателей, оставивших рассказ об этих событиях, тем самым Коломойский если не спас Скифию от совершенного завоевания, то сильно способствовал её спасению. Связав Стрелкова боями тогда, когда он вовсе не ожидал этого, гладиаторы дали время скифам собрать плохо обученное, но всё же достаточно многочисленное войско, чтобы остановить продвижение римлян. Римляне ведь тогда всё ещё предпочитали действовать небольшими отрядами и как бы от имени местного населения, колебавшегося между римлянами и скифами.
17. Отразив, таким образом, грознейшую из бед не только от своих имений, но и от всей страны, Коломойский рассчитывал на признательность со стороны архонта, а может быть, и на единоличную власть над оставшимися верными землями Танаитиды. Порошенко же, видя в нём опасного претендента на архонтство и ещё больее разжигаемый своими советниками, желавшими поживиться несметными богатствами Коломойского, не только отказался вознаградить его, но и отнял значительнейшее из его предприятий, как говорят, приносившее ему двадцать тысяч скифских талантов дохода. Когда же Коломойский принялся упрекать его в неблагодарности, тот ответил следующей фразой, значение которой не совсем ясно, по-видимому, из-за грубости скифского языка:
Революция пожирает своих детей
Видя, что архонт не собирается останавливаться, пока вовсе не разорит его, Коломойский и выдумал обратиться к Зеленскому.
18. Был ли Зеленский клиентом Коломойского, наши источники расходятся. Как бы то ни было, на некоторое время Коломойский совершенно подчинил себе Зеленского, по утверждению одних - повелевая им, как клиентом, других - подкупив его множеством золотых кубков, третьих - используя какие-то зелья Гекаты, захваченные гладиаторами у Стрелкова. Он ведь, ни много, ни мало, выдумал сделать Зеленского архонтом, чтобы затем, пользуясь им как щитом или куклой, отомстить Порошенко за его коварство.
19. Сделано это было вот как. Лучшим сочинителям комедий было велено вывести на скену Зеленского в образе архонта, что они и провернули в "Cursus honorum", комедии, которая, как я уже говорил, состояла из многих частей и ставилась в течение долгого времени. Народ, таким образом, был приучен видеть Зеленского архонтом, пусть пока и в комедии, и постепенно так свыкся с этой мыслью, что уже и слышать не хотел ни о каком ином архонте, кроме Зеленского. Когда же раздражение народа достигло такого уровня, что Порошенко пришлось выбирать между жизнью и властью, могущество, можно сказать, само упало в руки Зеленского.
20. Так об этом рассказывают древнейшие писатели. Впрочем, сам Зеленский в своих "Записках" указывает, что, хотя и был знаком с Коломойским, никогда и не думал прислуживать ему на манер раба или вольноотпущенника, но, напротив, отнёсся к нему после принятия власти с ещё большей строгостью, чем Порошенко. Тот ведь лишь отнял у него имение, Зеленский же заставил его отправиться в изгнание в Иудею, откуда происходили его предки.
Продолжение следует