Сын Неба Во Вань посещал учителя Ле Нина.
Во Вань сказал:
— Всё в Поднебесной отвратилось от своего естества. Подданные вышли из повиновения, чиновники берут взятки и тиранят подданных. Жертвы на алтаре Земли не приносятся. Пять злаков перестали родить. Пашни запущены. Ветры и дожди появляются не ко времени, деревья и травы засыхают, страна охвачена страхом. Весной идёт снег, осенью греет солнце. Никто более не следует дао, не ведает дэ, не исполняет ли. Что сделать мне для того, чтобы Поднебесная вновь обрела своё естество и стала следовать дао?
Учитель Ле Нин ответил:
— Я знаю, Во Вань, зачем ты пришёл ко мне. Кир Фу Цзы, советник по делам дао, предложил тебе создать Дружины Дао. Дружинники должны следить за тем, чтобы все следовали дао и дэ, а отступающих от Пути подвергать наказанию. Каждый город сформирует свою дружину, а Поднебесная будет наводнена Священными Доносчиками. Не так ли?
Во Вань изменился в лице:
— Поистине, учитель Ле Нин — мудрейший во всей Поднебесной. Да, это так. Что же ты думаешь о совете Кир Фу Цзы?
Ле Нин ответил:
— Старик совсем выжил из ума. Поднявшиеся волны он хочет утихомирить рыбалкой. Но разве таков естественный ход вещей? Прежде чем забрасывать сеть, нужно дождаться ослабления ветра. Если же ты забросишь сеть в бурю, волны порвут её, и ты останешься и без улова, и без снастей. Таков совет Кир Фу Цзы. Разве можно заставить следовать дао? Для того, чтобы следовать дао, нужно познать себя. Сам Синь Юйми не сможет заставить быка идти вспять, если будет тянуть его за хвост. Либо оторвётся хвост, либо выбьется из сил Синь Юйми. Если же вести быка за кольцо в носу, с этим справиться мальчик ростом в пять чи.
Во Вань удалился в сильной задумчивости. На следующий день он посетил Кир Фу Цзы и рассказал ему о своей беседе с Ле Нином.
Кир Фу Цзы произнёс:
— Старик совсем выжил из ума. Следование дао он хочет отдать на откуп отдельным людям. Но как можно надеяться, что они найдут путь, если они уже свернули с него или никогда его и не знали? Поистине, единственная возможность вернуть их на путь - дать им верных наставников и заставить их следовать их советам, пускай даже при помощи копий и стрел. Ле Нин легкомысленен, а советы его коварны. На словах он одно, а на деле другое. На словах его труп покоится в ступе, на деле он бродит по Поднебесной, как вор, которому есть, что скрывать, и смущает сановников и простолюдинов. Его спрашивают о спасении, а он рассказывает о гибели. Его спрашивают о гибели, он рассказывает о спасении. Поистине, он мудрейший человек в Поднебесной, но он и опаснейший из всех живущих. Если бы я, Гу, был императором, я бы сослал его в страну западных варваров, а учение запретил. Тогда лишь настанет в Поднебесной спокойствие.
Когда Ле Нину рассказали об этом, он рассмеялся:
— Старик оказался ещё глупее, чем я ожидал. Под спокойствием он понимает неподвижность. Дао и дэ в противоположности рождают Единое. Он же хочет, чтобы Единое рождало дао и дэ. Его спокойствие есть спокойствие смерти, а его стремление к спокойствию есть стремлению к смерти. Но не таков ли путь царств, что увядание их должно сопровождаться проповедниками смерти? Кир Фу Цзы подобен садовнику, выметающему опавшие листья и тем самым надеющегося оживить засохшее дерево. Кир Фу Цзы явился ко времени.