С давних времён Улюлюйск был жемчужиной мировой цивилизации. Сюда стекались с византийских базаров — душевнобольные и юродивые, из Германии и Франции — ищущие производственной практики начинающие инквизиторы, из монгольских степей — кибитки с завоевателями. Из Китая шли караваны с отработанными отходами шелкопрядения.

На фото: улюлюйское вече. Рисунок современного художника

Величие допотопного Улюлюйска и славу древних губернаторов заботливо живописует веснописец Нектор, а вот, кстати, и его канал в Телеграме.

Средневековые улюлюйцы славились среди окрестных народов как большие любители устраивать побоища и походы. Не довольствуясь покорением людей, улюлюевские властители простирали свои долгие руки даже и на непокорных животных. Вот что пишет о покорении белых медведей очередным Владимиром Улюлюйским Улюлюйская летопись:

В лето 7082 [1564] замысли Государь Володимер Володимерич простреть свою руку Государеву на северные моря и окияны, они же по сю пору лежат под властью льдов и медведей. Созва Государь боярей и думских дьяков и с ними совет держал, како те северные места с-под власти белых медведив выбить и под руку Государеву привести. И тако надумали, что тех белых медведив с их владений войною не збить, крестьянишками ту землю не заселить, а надобно то делать при помощи инувацый. И такую хитрую инувацыю придумали: сколотить летающу бочку по примеру латинских еретиков. Бочка та длиною сотня аршин, а поперек шездесят аршин, а под нею малый бочонок для полезного грузу. И назвать бочку ту дережапь. А к малому бочонку прилепить винтовую машину: бочка та по воздуху летит, а винтовая машина ее гоняет. И так все белы медведи той дережапьной бочки убоятся и разбегутца, и Арктика нашей будет. Так Царь посудил и бояре приговорили.