(Из сочинения Путинида из Селигера)
1. Говорят, что прежде того Владимира, о котором я рассказываю, был ещё и другой Владимир. Этот второй Владимир также был обожествлён после смерти своим наследником божественным Иосифом, который будто бы воздвиг для него мавзолей и многочисленные статуи и повелел приносить жертвы наравне с Юпитером. И действительно, я сам видел этот мавзолей, но действительно ли это мавзолей божественного Владимира или кого иного, мне неизвестно.
2. Рассказывают о нём следующее. Владимир происходил родом из всаднической семьи, жившей в Лене, почему и стал известен впоследствии как Владимир из Лены, или Владимир Ленский. Будучи с детства обуреваем честолюбием, но не имея достаточных средств для занятия даже трибунской и квесторской должностей, Владимир, презрев благородное происхождение, принялся возмущать плебс и рабов, рабам обещая свободу, а плебсу увеличение ежегодных выплат.
На фото: оплакивание божественного Владимира из Лены. Древнеулюлюйская ваза3. Из этих-то приспешников он набрал огромное войско, с которым дважды подступал к столице. В первый раз он был отбит и удалился в изгнание, где принялся ждать удобного случая. И действительно, вскоре цезарь Николай открыл несчастливую войну с германцами. Воспользовавшись этим, Владимир переправился через Дунай и, вновь возмутив народ и рабов громкими обещаниями, разбил легионы Николая, а затем и его приспешников, легкомысленно отказавшихся от монархической власти и потому оставленных привыкшими подчиняться сторонниками. Цезаря Николая Владимир объявил вне закона, а затем умертвил вместе со всеми родственниками и, по примеру Корнелия Суллы, выставил их головы на форуме. О самом же Николае известно только, что он подражал скудоумному Клавдию, но переусердствовал в этом и, наконец, лишился не только престола, но и головы.
4. Разбив вслед за тем не признавших его власти легатов, Владимир правил ещё несколько лет, всякий раз счастливо избегая расставленных ему Судьбой западней. Сколь была счастлива его жизнь, столь страшна была его смерть. Рассказывают, что задолго до смерти Владимир стал ощущать лёгкое недомогание, с годами перешедшее в паралич, лишивший его способности здраво рассуждать и передвигаться. Желая преодолеть недуг, Владимир, как говорят, решился не неслыханное злодейство, учредив детскую магистратуру, названную им пионерией. Детей из пионерии должны были ежедневно по жребию приносить в жертву Эскулапу. Так умирающий Владимир пытался вернуть себе милость божества, но не имел в этом успеха. По смерти Владимиру наследовал божественный Иосиф, расправившийся со своими соперниками посредством яда, суда и кинжалов.
5. Рассказывают, что Владимир первый из цезарь решился на уничтожение сената - обыкновение, впоследствии подхваченное многими цезарями, в подражание Владимиру уничтожавшими при вступлении в должность сенаторов и заменявшими их новыми. Первым же это придумал божественный Владимир.
6. О причинах, повлекших за собой смерть Владимира, сведения разнятся. Одни говорят, что причиной тому послужили чрезмерно частые посещения лупанария, где он и заразился постыдной болезнью. Другие утверждают, что Владимир был ранен отравленным дротиком во время посещения одной из своих вилл, когда он делал наставление рабам. Дротик этот будто бы бросила одна женщина, которую он отверг ещё в молодости и добился лишения её свободы и отправления на мельницу. Наконец, третьи соглашаются, что Владимира погублиа женщина, но рассказывают об этом иначе. Владимир будто бы повздорил с неким всадником Эугением из Онеги, который и убил его коротким мечом во время пиршества. В подтверждение своих слов они ссылаются на трагедию некоего Пушкина, в которой, действительно, идёт речь о ссоре Эугениуса из Онеги и Владимира из Лены, но тот ли это Владимир, который достиг императорской власти и был признан богом, мне неизвестно.
7. Роста Владимир был невысокого, телосложения крепкого. Голова его рано покрылась плешью, и чтобы восполнить обнаружившийся недостаток, Владимир отрастил бороду, которую сбрил только однажды, спасаясь от преследования наёмных убийц. Женат он был единожды, и несчастливо. Не имея потомства, он хотел развестись со своей женой Крупией, но не решился, взяв вместо этого себе в наложницы галлку Инессу, после смерти которой долго скорбел и едва не оставил государственную власть. Нрав его мне неизвестен. Одни называют его добрым, другие - жестоким, одни - человеком спокойным и рассудительным, другие - вспыльчивым и ужасным в гневе. Что из этого правда, а что басня, я, право, не знаю.